- Откровение
- проявление Высшего Существа для нас, людей, знакомящее нас с истинной своей сущностью и с требованиями к нам, предъявляемыми свыше. Оно, во-первых, открывает нам Божество, т. е. становится фактом теофании (богоявления) и, во-вторых, дает понимать религиозно-нравственное содержание Божества. Таким образом, О. не есть человечески-несовершенное учение, система. Обыкновенно Откровение ниспосылается отдельным людям (личное) с тем, чтобы чрез избранных посвятить в него весь народ (всенародное). Вселенская церковь признает одно общее, для всех обязательное высшее О., но иногда мирится с частными единичными откровениями, напр., св. Феодоры. О. являются заповеди Моисея, возвещенные израильскому народу, затем проповедь христианско-евангельская, возвещенная всему миру. В других религиях почитаются: в исламе проповедь Магомета. Браманизм, буддизм, дахизм и другие натуралистические религии вовсе не допускают откровения. Самый совершенный тип откр. заключается в еврейско-христианской религии, причем согласно христианскому вероучению оно делится на: 1) подготовительное, или Ветхий Завет, 2) центральное, или Новый Завет, и 3) окончательное, которое люди получат, когда наступит конец мира. Христианское О., или Новый Завет, являет нам истину о Боге и дает заповеди, или нормы нравственного поведения, причем будущее в Н. З. намечается только в общих чертах, ибо "не открылось, что мы будем", говорит ап. Иоанн, оно, будущее "О. славы сынов Божиих", говорит ап. Павел, явится когда-нибудь. Символическую картину будущей жизни мы в неясных чертах находим в последней части Н. З., в Апокалипсисе. На этой почве в средние века, а иногда и в наше время, порождаются лжеучения, предсказывающие чуть не с достоверностью момент конца мира и пр., таково лжеучение аббата Иоахима, "De Floris" (XIII века), и "Вечное Евангелие", посеявшие много неверных ожиданий.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.